В законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 раскрывается понятие: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.
В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Выбор обучающей программы зависит от того, к какой категории детей с ОВЗ относится конкретный ребенок.
Дети с ОВЗ - классификация
Специалисты делят ребят на несколько групп с:
• нарушениями слуха;
• отклонениями в умственном развитии;
• дисфункциями речи;
• нарушением зрения;
• расстройствами в поведении;
• патологиями опорно-двигательного аппарата;
• задержкой психического развития;
• различными сочетаниями нарушений.
Реализуемые программы в МАДОУ д/с "Дюймовочка":
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей в возрасте 4-5 лет с ТНР, разработанной на основе Н.В. Нищевой Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет;
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей в возрасте 5-6 лет с ТНР, разработанная на основе Н.В. Нищевой Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет;
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с РАС 4-5 лет, разработанная на основе проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
- Адаптированная основная образовательная программа для детей 4-5 лет с ЗПР, разработанная на основе Л.Б. Баряевой Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР (Филиал).
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей со сложным дефектом (ОФП и ЗПР) 4-8 лет.
Оснащение и функционирование кабинетов и помещений, приспособленных для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ:
В МАДОУ д/с «Дюймовочка» 49 детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
Из них в МАДОУ д/с «Дюймовочка»:
- 30 детей обучаются в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, имеющих статус ребенка с ОВЗ:
- 3 ребенока-инвалида со сложным дефектом (РАС и ЗПР, НОДА и ЗПР, ОДА и ЗПР), обучающихся в разновозрастной группе компенссирующей напрвленности для детей со сложным дефектом "Капелька";
- 4 ребенка-инвалида с нормой развития, обучающихся в группе общеразвивающей направленности.
В Филиале МАДОУ д/с «Дюймовочка»:
- 15 детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, имеющих статус ребенка с ОВЗ, из них 2 ребенка с ЗПР.
Для обеспечения условий для организации образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ОВЗ в каждом здании имеются:
- групповые секции со спальнями,
- раздевалки,
- туалетные помещения,
- процедурный кабинет – 1,
- фитобар – 1,
- исторический музей с двумя экспозициями – 2 (МАДОУ д/с «Дюймовочка»),
- центр безопасности (в здании)– 1 (МАДОУ д/с «Дюймовочка»),
- музыкальный зал – 2,
- спортивный зал – 2,
- бассейн - 1 (МАДОУ д/с «Дюймовочка»),
- кабинет учителя-логопеда – 2,
- кабинет педагога-психолога – 1 (МАДОУ д/с «Дюймовочка»),
- Сенсорная комната – 1,
- Изостудия, оснащенная компьютерами – 1, (МАДОУ д/с «Дюймовочка»),
- комната творчества – 1 (Филиал МАДОУ д/с «Дюймовочка»);
- картинная мини-галерея- 1 (Филиал МАДОУ д/с «Дюймовочка»);
- комната «Русская горница – 1 (Филиал МАДОУ д/с «Дюймовочка»;
- Уголок Леса – 1 (Филиал МАДОУ д/с «Дюймовочка»).
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Стулья в комплекте со столом одной группы, которая промаркирована. Подбор мебели для детей проводится с учетом антропометрических показателей, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
Групповые помещения оснащены традиционными и инновационными средствами обучения. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей: игровой, двигательной, изобразительной, конструктивной и т.д., которые содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Работа по совершенствованию развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении проводится в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.
Предметы и организация развивающей предметно – пространственной среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки, соответствующие реализуемой программе в данной возрастной группе. Размещение материала отвечает принципам комплексирования и свободного зонирования. В каждой группе созданы развивающие уголки с дидактическим материалом, стимулирующим развитие познавательных способностей детей.
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал: оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;
Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для общеразвивающих упражнений.
Игровое оборудование для сюжетной игры включает: игрушки-персонажи, игрушки - предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы.
Игровое оборудование для игр с правилами включает: оборудование для игр на ловкость, для игр «на удачу», для игр на развитие интеллектуальных особенностей.
Расположение мебели, игрового и другого оборудования в них отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Обеспечение доступа в здания МАДОУ д/с «Дюймовочка» и его обособленного структурного подразделения – Филиал:
- контрастная маркировка входной двери;
- информационные указатели для инвалидов;
- знак «Стоянка для инвалидов»;
- пандус с поручнями;
- мобильный звонок (Филиал);
- тактильный индикатор (Филиал).
Условия питания детей-инвалидов и лиц с ОВЗ:
Питание осуществляется в соответствии с примерным 20-ти дневным меню для организации питания детей от 2-х до 7-ми лет с 12-ти часовым пребыванием детей, разработанным Тюменским институтом питания. Введено данное меню с 19.08.2014 года. Питание в детском саду 5-и разовое: завтрак, 2-ой завтрак (сок, фрукты), обед, полдник, ужин.
Осуществляется регулярный медицинский контроль за условиями хранения продуктов и сроками их реализации. Систематически контролируется приготовление пищи, объем продуктов, раздача пищи по группам и в группах, качество приготовления пищи.
Организация питания, график выдачи питания, разрабатывается в соответствии с возрастными особенностями детей, общими принципами Образовательной программы ДОО и рекомендациями АУ ТО «Центр технологического контроля» (г. Тюмень) по организации питания детей в детских дошкольных образовательных учреждениях с дневным пребыванием.
С целью оказания практической помощи ДОО в организации и осуществлении административно – общественного контроля за организацией и качеством питания в детском саду организована работа Совета по питанию. В работе Совета по питанию принимают участие родители (законные представители) воспитанников.
Условия охраны здоровья детей-инвалидов и лиц с ОВЗ:
Медицинское обслуживание воспитанников ДОО обеспечивает медицинский персонал автономного учреждения ХМАО-Югры «Советская районная больница», для работы которого Учреждение предоставляет помещение с необходимыми условиями.
Медицинский персонал наряду с администрацией и педагогическими работниками ДОО несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качество питания воспитанников.
Медицинское обслуживание обеспечивает медицинская сестра высшей категории Шамилова В.М, фельдшер Маковий А.В., курирует ДОО врач-педиатр Т.В. Алексеева
Нормативные документы регламентирующие работу медицинской службы:
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г.;
- Национальный календарь профилактических прививок от 31 января 2011 г. № 51н;
- Годовой план работы на учебный год;
- Годовой план по гигиеническому обучению и воспитанию населения на учебный год, утвержденный заведующим ДШО АУ «Советская районная больница» Яковлевой О.В.
- План оздоровительной работы МАДОУ д/с «Дюймовочка» на учебный год.
Разработана и активно используется комплексная система оздоровительных, закаливающих и медико-педагогических мероприятий:
- Организация специальных закаливающих процедур: полоскание полости рта чесночной водой, настоем из трав, криомассаж стоп, коррегирующая ходьба по дорожкам, босохождение, гимнастика после сна, обширное умывание и т.д.
- Прогулки на свежем воздухе в первую, во вторую половину дня;
- Занятия по физической культуре - 3 раза в неделю, одно из них- плавание в бассейне;
- Ежедневное проведение С-витаминизации третьего блюда;
- Ежегодное проведение комплекса профилактических мероприятий против гриппа и простудных заболеваний.
- Отслеживание физического развития и оздоровления проводится через заполнение карт развития детей и паспортов здоровья.
- На начало и на конец учебного года проводится антропометрия в каждой возрастной группе, по результатам которой происходит подбор мебели на каждого ребенка.
Выполнение требований СанПиН, контроль санитарно-гигиенических условий образовательной деятельности напрямую влияют на динамику заболеваемости детей ДОО.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов в лиц с ОВЗ
№ |
Наименование компьютерной и оргтехники |
Количество |
1 |
- телевизор |
9 |
2 |
- магнитофон и музыкальный центр |
9/2 |
3 |
- пианино электрическое |
2 |
4 |
- проектор |
12 |
5 |
- компьютер |
15 |
6 |
- DVD проигрыватель |
2 |
7 |
- видеокамера |
2 |
8 |
- домашний кинотеатр |
2 |
9 |
- ноутбук, |
34 |
10 |
- брошюратор/ ламинатор |
1/2 |
11 |
- интерактивная доска |
9 |
12 |
- экран |
3 |
13 |
- акустическая система с колонками |
1 |
14 |
- графические планшеты |
15 |
15 |
- МФУ лазарные |
6 |
16 |
- сканер |
2 |
17 |
- цифровой фотоаппарат |
2 |
18 |
- документ камера |
1 |
В своей деятельности по работе с детьми-инвалидами специалисты ДОО руководствуются нормативными правовыми документами: