В законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 раскрывается понятие: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.
В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Выбор обучающей программы зависит от того, к какой категории детей с ОВЗ относится конкретный ребенок.
Дети с ОВЗ - классификация
Специалисты делят ребят на несколько групп с:
- нарушениями слуха;
- отклонениями в умственном развитии;
- дисфункциями речи;
- нарушением зрения;
- расстройствами в поведении;
- патологиями опорно-двигательного аппарата;
- задержкой психического развития;
- различными сочетаниями нарушений.
Реализуемые программы в МАДОУ д/с "Дюймовочка":
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей в возрасте 5-7 лет с ТНР, разработанной на основе Н.В. Нищевой Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет;
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложным дефектом: НОДА, ЗПР, РАС, УО)
В детском саду созданы кадровые условия для работы с детьми с ОВЗ:
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- учитель - логопед;
- педагог - психолог;
- учитель-дефектолог;
- ассистент.
Оснащение и функционирование кабинетов и помещений, приспособленных для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ:
Для обеспечения условий для организации образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ОВЗ в каждом здании имеются:
- групповые помещения,
- раздевалки,
- туалетные помещения,
- медицинский кабинет - 2,
- процедурный кабинет – 2,
- фитобар – 2,
- исторический музей с двумя экспозициями – 2,
- центр безопасности (в здании) – 1,
- комната ПДД (Филиал),
- площадка ПДД на территории - 2,
- физкультурная площадка - 2,
- музыкальный зал – 3,
- спортивный зал – 3,
- бассейн - 1,
- кабинет учителя-логопеда – 3,
- кабинет педагога-психолога – 2,
- сенсорная комната – 1,
- комната оккупациональной терапии - 1,
- изостудия – 1,
- уголок Леса – 2,
- прогулочные участки - 3,
- уличные тренажеры для детей с ОВЗ.
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Стулья в комплекте со столом одной группы, которая промаркирована. Подбор мебели для детей проводится с учетом антропометрических показателей, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20
Групповые помещения оснащены традиционными и инновационными средствами обучения. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей: игровой, двигательной, изобразительной, конструктивной и т.д., которые содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Работа по совершенствованию развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении проводится в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.
Предметы и организация развивающей предметно – пространственной среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки, соответствующие реализуемой программе в данной возрастной группе. Размещение материала отвечает принципам комплексирования и свободного зонирования. В каждой группе созданы развивающие уголки с дидактическим материалом, стимулирующим развитие познавательных способностей детей.
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал: оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;
Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для общеразвивающих упражнений.
Игровое оборудование для сюжетной игры включает: игрушки-персонажи, игрушки - предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы.
Игровое оборудование для игр с правилами включает: оборудование для игр на ловкость, для игр «на удачу», для игр на развитие интеллектуальных особенностей.
Расположение мебели, игрового и другого оборудования в них отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Обеспечение доступа в здания МАДОУ д/с «Дюймовочка» и его обособленного структурного подразделения – Филиал:
- контрастная маркировка входных дверей;
- информационные указатели для инвалидов;
- знак «Стоянка для инвалидов»;
- пандус с поручнями;
- кнопка вызова;
- тактильный индикатор (Филиал);
В МАДОУ д/с "Дюймовочка" созданы специальные условия для получения образования:
- дети с задержкой психического развития соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование при обучении технических средств обучения, наглядных пособий; использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре, проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики, использование наглядных пособий;
- слабовидящие дети создание условий доступности образовательной среды, использование специальных тактильных знаков; дидактических материалов, соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре, проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики, использование наглядных пособий;
- дети со сложным дефектом (нарушение ОДА, РАС, задержка психического развития/ легкая умственная отсталость, тяжелые нарушения речи) обеспечение условий доступа в здание, учебные и иные помещения, предоставление услуг тьютера, соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование при обучении технических средств обучения, наглядных пособий; использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре, проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики.
Условия питания детей-инвалидов и лиц с ОВЗ:
Питание осуществляется в соответствии с примерным 15-ти дневным меню для организации питания детей от 2-х до 7-ми лет с 12-ти часовым пребыванием детей, разработанным Тюменским институтом питания. Введено данное меню с 23.04.2022 года. Питание в детском саду 4-х разовое: завтрак, 2-ой завтрак (сок, фрукты), обед, уплотнённый полдник.
Осуществляется регулярный медицинский контроль за условиями хранения продуктов и сроками их реализации. Систематически контролируется приготовление пищи, объем продуктов, раздача пищи по группам и в группах, качество приготовления пищи.
Организация питания, график выдачи питания, разрабатывается в соответствии с возрастными особенностями детей, общими принципами Образовательной программы ДОО и рекомендациями АУ ТО «Центр технологического контроля» (г. Тюмень) по организации питания детей в детских дошкольных образовательных учреждениях с дневным пребыванием.
С целью оказания практической помощи ДОО в организации и осуществлении административно – общественного контроля за организацией и качеством питания в детском саду.
Условия охраны здоровья детей-инвалидов и лиц с ОВЗ:
Медицинское обслуживание воспитанников ДОО обеспечивает медицинский персонал автономного учреждения ХМАО-Югры «Советская районная больница», для работы которого Учреждение предоставляет помещение с необходимыми условиями.
Медицинский персонал наряду с администрацией и педагогическими работниками ДОО несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качество питания воспитанников.
Медицинское обслуживание обеспечивает медицинская сестра высшей категории Шамилова В.М, медециская сестра первой категории Курбанова Г.Ф.,курирует ДОО врач-педиатр Советской районной больницы.
Нормативные документы регламентирующие работу медицинской службы:
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27.10.2022 года;
- СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.2020 года
- План оздоровительной и санитарно-профилактической работы МАДОУ д/с «Дюймовочка» на учебный год.
Разработана и активно используется комплексная система оздоровительных, закаливающих и медико-педагогических мероприятий:
- Организация специальных закаливающих процедур: полоскание полости рта чесночной водой, настоем из трав, криомассаж стоп, коррегирующая ходьба по дорожкам, босохождение, гимнастика после сна, обширное умывание и т.д.
- Прогулки на свежем воздухе в первую, во вторую половину дня;
- Занятия по физической культуре - 3 раза в неделю, одно из них- плавание в бассейне;
- Ежедневное проведение С-витаминизации третьего блюда;
- Ежегодное проведение комплекса профилактических мероприятий против гриппа и простудных заболеваний.
- Отслеживание физического развития и оздоровления проводится через заполнение карт развития детей и паспортов здоровья.
- На начало и на конец учебного года проводится антропометрия в каждой возрастной группе, по результатам которой происходит подбор мебели на каждого ребенка.
Выполнение требований СанПиН, контроль санитарно-гигиенических условий образовательной деятельности напрямую влияют на динамику заболеваемости детей ДОО.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов в лиц с ОВЗ
№ |
Наименование компьютерной и оргтехники |
Количество |
1 |
- телевизор |
9 |
2 |
- магнитофон и музыкальный центр |
9/2 |
3 |
- пианино электрическое |
2 |
4 |
- проектор |
12 |
5 |
- компьютер |
15 |
6 |
- DVD проигрыватель |
2 |
7 |
- видеокамера |
2 |
8 |
- домашний кинотеатр |
2 |
9 |
- ноутбук, |
34 |
10 |
- брошюратор/ ламинатор |
1/2 |
11 |
- интерактивная доска |
10 |
12 |
- экран |
3 |
13 |
- акустическая система с колонками |
1 |
14 |
- графические планшеты |
15 |
15 |
- МФУ лазарные |
6 |
16 |
- сканер |
2 |
17 |
- цифровой фотоаппарат |
3 |
18 |
- документ камера |
1 |
В своей деятельности по работе с детьми-инвалидами специалисты ДОО руководствуются нормативными правовыми документами: