ОВЗ и инклюзивное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад

  

г.Советский

Ханты-Мансийский автономный округ

ОВЗ и инклюзивное образование

 

В законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 раскрывается понятие: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.

В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Выбор обучающей программы зависит от того, к какой категории детей с ОВЗ относится конкретный ребенок.

 

Дети с ОВЗ - классификация

 

Специалисты делят ребят на несколько групп с:

  • нарушениями слуха;
  • отклонениями в умственном развитии;
  • дисфункциями речи;
  • нарушением зрения;
  • расстройствами в поведении;
  • патологиями опорно-двигательного аппарата;
  • задержкой психического развития;
  • различными сочетаниями нарушений.

Реализуемые программы в МАДОУ д/с "Дюймовочка":

 

  • Адаптированная образовательная программа  дошкольного образования  для детей в возрасте 5-7 лет  с ТНР, разработанной на основе Н.В. Нищевой Вариативной примерной адаптированной основной    образовательной  программой  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет;
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложным дефектом: НОДА, ЗПР, РАС, УО)

 

В детском саду созданы кадровые условия для работы с детьми с ОВЗ:

  • воспитатели;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре;
  • учитель - логопед;
  • педагог - психолог;
  • учитель-дефектолог;
  • ассистент.

 

Оснащение и функционирование кабинетов и помещений, приспособленных для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ:

 

Для обеспечения условий для организации образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ОВЗ в каждом здании имеются:

  • групповые помещения,
  • раздевалки,
  • туалетные помещения,
  • медицинский кабинет - 2,
  • процедурный кабинет – 2,
  • фитобар – 2,
  • исторический музей с двумя экспозициями – 2,
  • центр безопасности (в здании) – 1,
  • комната ПДД (Филиал),
  • площадка ПДД на территории - 2,
  • физкультурная площадка - 2, 
  • музыкальный зал – 3,
  • спортивный зал – 3,
  • бассейн - 1,
  • кабинет учителя-логопеда – 3,
  • кабинет педагога-психолога – 2,
  • сенсорная комната – 1,
  • комната оккупациональной терапии - 1, 
  • изостудия – 1,
  • уголок Леса – 2,
  • прогулочные участки - 3,
  • уличные тренажеры для детей с ОВЗ.

       Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Стулья в комплекте со столом одной группы, которая промаркирована. Подбор мебели для детей проводится с учетом антропометрических показателей, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.

       Групповые помещения оснащены традиционными и инновационными средствами обучения. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей: игровой, двигательной, изобразительной, конструктивной и т.д., которые содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Работа по совершенствованию развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении  проводится в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

       Предметы и организация развивающей предметно – пространственной среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки, соответствующие реализуемой программе в данной возрастной группе. Размещение материала отвечает принципам комплексирования и свободного зонирования. В каждой группе созданы развивающие уголки с дидактическим материалом, стимулирующим развитие познавательных способностей детей.

        Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал: оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;

       Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для общеразвивающих упражнений.

        Игровое оборудование для сюжетной игры включает: игрушки-персонажи, игрушки - предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы.

        Игровое оборудование для игр с правилами включает: оборудование для игр на ловкость, для игр «на удачу», для игр на развитие интеллектуальных особенностей.

  Расположение мебели, игрового и другого оборудования в них отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

 

Обеспечение доступа в здания МАДОУ д/с «Дюймовочка» и его обособленного структурного подразделения – Филиал:

  • контрастная маркировка входных дверей;
  • информационные указатели для инвалидов;
  • знак «Стоянка для инвалидов»;
  • пандус с поручнями;
  • кнопка вызова;
  • тактильный индикатор (Филиал);

В МАДОУ д/с "Дюймовочка" созданы специальные условия для получения образования:

  • дети с задержкой психического развития соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование при обучении технических средств обучения, наглядных пособий; использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре, проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики, использование наглядных пособий;
  • слабовидящие дети создание условий доступности образовательной среды, использование специальных тактильных знаков; дидактических материалов, соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре, проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики, использование наглядных пособий;
  • дети со сложным дефектом (нарушение ОДА, РАС, задержка психического развития/ легкая умственная отсталость, тяжелые нарушения речи) обеспечение условий доступа в здание, учебные и иные помещения, предоставление услуг тьютера, соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование при обучении технических средств обучения, наглядных пособий; использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре,  проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики.

 

Условия питания детей-инвалидов и лиц с ОВЗ:

 

Питание осуществляется в соответствии с примерным 20-ти дневным меню для организации питания детей от 2-х до 7-ми лет с 12-ти часовым  пребыванием детей,  разработанным Тюменским институтом питания. Введено данное меню с 19.08.2014 года. Питание в детском саду 5-и  разовое: завтрак, 2-ой завтрак (сок, фрукты), обед, полдник, ужин.

Осуществляется регулярный медицинский контроль за условиями хранения  продуктов и сроками их реализации. Систематически контролируется приготовление пищи, объем продуктов, раздача пищи по группам и в группах, качество приготовления пищи.

Организация питания, график выдачи питания, разрабатывается в соответствии с возрастными особенностями детей, общими принципами  Образовательной программы ДОО и рекомендациями АУ ТО «Центр технологического контроля» (г. Тюмень) по организации питания детей в детских дошкольных образовательных учреждениях с дневным пребыванием.

С целью оказания практической помощи ДОО в организации и осуществлении административно – общественного контроля за организацией и качеством питания в детском саду.

 

Условия охраны здоровья детей-инвалидов и лиц с ОВЗ:

 

Медицинское обслуживание воспитанников ДОО обеспечивает медицинский персонал автономного учреждения ХМАО-Югры «Советская районная больница», для работы которого Учреждение предоставляет помещение с необходимыми условиями.

Медицинский персонал наряду с администрацией и педагогическими работниками ДОО несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качество питания воспитанников.

Медицинское обслуживание обеспечивает медицинская сестра высшей категории Шамилова В.М,  медециская сестра первой категории Курбанова Г.Ф., фельдшер Маковий А.В., курирует ДОО врач-педиатр Советской районной больницы.

Нормативные документы регламентирующие работу медицинской службы:

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г.;
  • Национальный календарь профилактических прививок от 31 января 2011 г. № 51н;
  • План оздоровительной и санитарно-профилактической работы МАДОУ д/с «Дюймовочка» на учебный год.

Разработана и активно используется комплексная система оздоровительных, закаливающих и медико-педагогических мероприятий:

  • Организация специальных закаливающих процедур: полоскание полости рта чесночной водой, настоем из трав, криомассаж стоп, коррегирующая ходьба по дорожкам, босохождение, гимнастика после сна, обширное умывание и т.д.
  • Прогулки на свежем воздухе в первую, во вторую половину дня;
  • Занятия по физической культуре - 3 раза в неделю, одно из них- плавание в бассейне;
  • Ежедневное проведение С-витаминизации третьего блюда;
  • Ежегодное проведение комплекса профилактических мероприятий против гриппа и простудных заболеваний.
  • Отслеживание физического развития и оздоровления проводится через заполнение карт развития детей и паспортов здоровья.
  • На начало и на конец учебного года  проводится  антропометрия в каждой возрастной группе, по результатам которой происходит подбор мебели на каждого ребенка.

Выполнение требований СанПиН, контроль санитарно-гигиенических условий образовательной деятельности напрямую влияют на динамику заболеваемости детей ДОО.

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов в лиц с ОВЗ

 

Наименование компьютерной и оргтехники

Количество

1

- телевизор                 

9

2

- магнитофон и музыкальный центр           

9/2

3

- пианино электрическое

2

4

- проектор

12

5

- компьютер          

15

6

- DVD  проигрыватель

2

7

- видеокамера 

2

8

- домашний кинотеатр

2

9

- ноутбук,

34

10

- брошюратор/ ламинатор

1/2

11

- интерактивная доска

10

12

- экран

3

13

- акустическая система с колонками

1

14

- графические планшеты

15

15

- МФУ лазарные

6

16

- сканер

2

17

- цифровой фотоаппарат

3

18

- документ камера

1

 

 

В своей деятельности по работе с детьми-инвалидами специалисты ДОО руководствуются нормативными правовыми документами:

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МАДОУ д/с "Дюймовочка"

 

Дата последнего обновления страницы 10.10.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения