Консультация для родителей
на тему «Развитие графо-моторных функций»
Современная школа предъявляет больше требований к детям, поступающим в 1 класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом:
- быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное письмо» . Ребенок не различает понятие «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки. Все это отрицательно оказывается на усвоении детьми программы 1 класса.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не само письмо, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, а именно к 5-6 годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна проводиться родителями задолго до поступления в д/с.
Родители, которые уделяют внимание на развитие мелкой моторики, решают сразу 2 задачи:
1. влияют на интеллектуальное развитие ребенка.
2. готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
В школе ребенок каждый день на уроках усваивает много нового, а руки еще слабы, не слушаются: и как тут ухитриться за 2-2,5 месяца усвоить написание 300 элементов. Вы задумывались над этим. Начальный период обучения письму очень трудный и, как правило, приносит много огорчений и детям и их нетерпеливым родителям.
Понаблюдайте за ребенком, когда он рисует или пишет. Вас должно насторожить, если он активно поворачивает листок бумаги при рисовании или закрашивании, этим он лишает себя тренировки пальцев и руки.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста уже в младенческом возрасте, нужно делать массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Это могут быть простые упражнения: «Сорока-ворона» и т.д., не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания( застегивание, расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.). Зачастую дети приходящие в д/с не умеют самого элементарного.
Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: это рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, конструирование или рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.
Огромное влияние оказывают физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети занимающиеся на домашнем мини-стадионе, уверенно владеют карандашом, чем дети не занимающиеся спортом. Пальчиковые игры можно проводить с детьми как в д/саду, так и дома, они увлекательны и нравятся детям от 3-7 лет.